Творческое сообщество ФЗ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Творческое сообщество ФЗ » Духовный путь человека » Духовный путь и жизненный путь. Найди десять отличий :)


Духовный путь и жизненный путь. Найди десять отличий :)

Сообщений 241 страница 270 из 291

241

Лиза написал(а):

той, кто ходит в поисках раздачи?  :rolleyes:

а могу и не ходить :D по настроению, иррационально вобщем
когда хожу - та, которая ходит
когда сижу - та. которая сидит и т.д. )))

канешн, не очень хорошо выразилась... я не ищу раздач, нет
только когда мысль внезапно: надо идти

Отредактировано Эля (24-02-2011 20:41:43)

0

242

а эту тему весьма кстати, тот отрок Жора славно раскрывает... :
"Тело идёт в школу, функционально ум то работат. Но Я отношения к тому вообще никакого не имею. Это ум работает, тело работает, но не Я " .
..Пока есть делальщик того-то иль сего-то, не важно в принципе чего - сидит иль ходит, иль ищет что кому раздать, он делает сие той личностью, которая как "я" сейчас себя провозглашает. А значит те границы, что разделяют " я-нея", из коих личность непосредственно исходит,  в процесс тот изначально искажения привносят, отнюдь не приводя к раздаче кармы, но плетя всё новые узлы.

0

243

ну да мало ли чего какой отрок изречет ))
я та, которой неинтересны рассказы отрока Жоры  :D

Отредактировано Эля (24-02-2011 22:37:43)

0

244

я та, которой неинтересны рассказы отрока Жоры

а может это та раздача, которая сама тебя нашла?  :rolleyes:

и на Жоре свет сошёлся клином, но не на нём одном)))) :
***
Как сознавать себя? Кого осознавать?
     Нужно представить, что ты — это Я, Атман, Высшее. Ты — это океан без края, ты — это ВСЁ.
При правильном представлении наступят удивительный покой и тишина, а концентрация на ВСЁМ станет точечной. Ты найдёшь центр. ВСЁ станет центром.
   — Я так понимаю, что тело в этом ВСЁМ растворяется?
   — Да, как капля в океане. Но «растворение» нужно понимать в переносном смысле. Внимание с тела, с эго переместится на ТЕБЯ, на Я. Тело будет делать предназначенную ему работу, но внимание будет на Я, на Высшем. Это и есть осознавание себя.  Удерживание внимания на СЕБЕ и есть осознавание.

Отредактировано Лиза (25-02-2011 10:43:28)

0

245

или вот ещё:

То, что обычный человек считает «своими» действиями, на самом деле
представляет собой лишь реакции, порождаемые мозгом в ответ на контакт
органов чувств с соответствующими объектами. Так, когда глаз видит или
ухо слышит нечто, мозг реагирует на это событие в соответствии с
природными характеристиками данного организма-ума и порождает
соответствующую реакцию. Именно эту естественную реакцию на событие
обычный человек ошибочно и принимает за свое действие.
«Будьте абсолютно уверены в том, что вы являетесь лишь инструментом, который
управляется Богом, и тогда вы можете делать все, что хотите».

Пока индивидуум считает,
что он контролирует свою судьбу, что именно его свобода воли определяет
его будущее в этом мире, его воля и намерение – его ум – будут
оставаться его врагами. Тот же ум будет другом тому, кто искренне
принимает тот факт, что преобладающей может быть только Божественная
воля, что он сам является лишь инструментом в руках Бога.

0

246

Уна написал(а):

а как же отрок Жора?  :D

достойный отпрыск  :) , жаль глаза его не вижу...в принципе - все может быть...и в самом деле - просветление дано нам от рождения, но крышечка ума его закрыла
сейчас, когда научена я Лизой воспринимать любую суть на парадоксе утверждений, - доступны все его мне утвержденья

0

247

Лиза написал(а):

Тело будет делать предназначенную ему работу, но внимание будет на Я, на Высшем. Это и есть осознавание себя.  Удерживание внимания на СЕБЕ и есть осознавание.

и для этого не надобно идти искать нам Беловодье, а там где я родился - там и пригодился  :)

0

248

Лиза написал(а):

Пока индивидуум считает,
что он контролирует свою судьбу, что именно его свобода воли определяет
его будущее в этом мире, его воля и намерение – его ум – будут
оставаться его врагами. Тот же ум будет другом тому, кто искренне
принимает тот факт, что преобладающей может быть только Божественная
воля, что он сам является лишь инструментом в руках Бога.

Божественные слова...еще бы всем ум позволил их прочитать

0

249

Лиза написал(а):

а может это та раздача, которая сама тебя нашла?  :rolleyes:

отнюдь :D меня нашла "Кулинарная книга" Донцовой

0

250

Ленок написал(а):

и для этого не надобно идти искать нам Беловодье, а там где я родился - там и пригодился

та хобби то)) так скажем - для души)))

Эля написал(а):

отнюдь  меня нашла "Кулинарная книга" Донцовой

))) А Жора там так славно говорит, что кушать людям в общем-то не надо))))

0

251

Лиза написал(а):

А Жора там так славно говорит, что кушать людям в общем-то не надо

а так же пить и спать )

прекрасная рисуется
от общества свобода )))

0

252

Лиза написал(а):

))) А Жора там так славно говорит, что кушать людям в общем-то не надо))))

Я не рецепты читаю. :) Кушать не надо, да. Особенно чипсы и пепси. )))

0

253

"— Проблемы питания не должны существовать для человека. Питаться нужно, как дышать, не обращая на питание внимание, не отвлекая мысль свою от главного. Создатель на других проблему эту возложил, чтоб человек мог жить, как человек, своё предназначенье выполняя.
Она щёлкнула пальцами, и рядом оказалась белочка, которая прыгнула ей на руку. Анастасия поднесла мордочку зверька ко рту, и белочка передала ей из своего рта зерно Кедрового ореха. Зёрнышко было очищено от скорлупы.
Это не показалось мне фантастичным, вспомнилось, как в Новосибирском Академгородке много белок, привыкших к людям, выпрашивают у гуляющих корм и даже злятся, когда их не угощают. Здесь я просто наблюдал обратный процесс. Но это здесь, в тайге и я сказал:
— В нормальном, нашем мире, по другому всё. Ты, Анастасия, попробуй у коммерческого киоска своими пальцами пощёлкать, даже в барабан можешь бить у коммерческого киоска, ничего тебе не дадут, а ты говоришь — Создатель всё решил.
— Кто ж виноват, что человек творения Создателя решил менять? На лучшее иль худшее, попробуй сам понять.
Вот такой диалог о проблеме питания с ней состоялся. Её позиция проста — греховно мысль на пустяки такие, как питание расходовать и она не думает о нём. А нам, в цивилизованном мире, получается надо думать?
Мы знаем многочисленные примеры из литературы, прессы, телевизионных передач, когда младенцев, которые попадали случайно во власть дикой природы, выкармливали волки. Здесь же поколения живут постоянно и их отношения с животным миром иные, чем у нас. Я спрашивал у Анастасии:
— Почему тебе не холодно, в то время как я — в куртке?
— Потому, — отвечала она, — что организм людей, которые кутаются в одежды, прячутся от тепла и жары в укрытия, всё больше и больше теряет способность адаптироваться к изменениям окружающей среды. У меня это свойство человеческого организма не потеряно, потому и одежда мне особенно не нужна."(c)

0

254

Мегрэ? :)

0

255

Эля написал(а):

Я не рецепты читаю

Эльчик, чем привлекла тебя Донцова?  :)

0

256

Обложкой в блестявочках. :rofl:

"— Самое большое удовольствие в жизни — это вкусно накормить свою семью! Готовка — процесс творческий, она требует фантазии и смелости. Вот, например, десерт из клубники?
— Ягоды, жаренные на сковородке? — хмыкнула я. — Вкусно!
— Очень, — подхватила бабуля, — но многие даже и не предполагают, что клубнику можно подать горячей, да еще слегка посыпав ее перцем. ...Запомни, внученька: настроение хозяйки всегда передается еде, если ты варишь суп, думая о том, как бы поскорей убежать от кастрюли..." и т.д.

А там цитата да, Мегрэ. :) Голубенькая "Кулинарная книга" для противовесу его 9-ти зелененьким.(шутка)
Купила Донцову, потому что захотелось простых русских слов после сплошного белого стиха анастасиевцев... сюда пришла - а вы здесь тоже стихами  :rofl: засада.

Отредактировано Эля (26-02-2011 13:02:57)

0

257

Эля написал(а):

сюда пришла - а вы здесь тоже стихами   засада.

:rofl:  :love:

0

258

Эля написал(а):

его 9-ти зелененьким

все девять прочитала?

0

259

Семь. "Энергию жизни" дочитывала и чувствую, что "перегрелась".  :D Две части "Новой цивилизации" просто в руках подержала, полистала и решила отложить до поры.

0

260

Эля написал(а):

Семь

Хо!
могу понять присыщенность сим белым стихом!
но что поделать...
я, например, поглощена потоком ритма
и трудно выплыть из него,
да и не хочется пока  :D

0

261

и очень странным кажется и непонятным, зачем иначе кто-то выбрал говорить

0

262

кто-то мысль сильную не-белую подумал и вскоре разнеслась она по всей Руси
а как думать люди начали - так и говорить стали (версия)))

0

263

"Окончательный шаг к Просветлению будет сделан тогда,
когда ты искренне примешь, что
Просветление может никогда не наступить"
:D

0

264

угу :) ведь само желанье просветленья одно из наисильных искажений, мешающих сознанью просветлеть :)

0

265

Наталия Синицына

Всё оставляет свой след, по которому можно судить о силе и качестве оказанного на мир воздействия.  Относится это к явлениям не только видимого мира, но и невидимого, к которому принадлежат сознание, чувства, мысли и слова.

            Между прочим, данный факт уже научно доказан благодаря исследованию учеными молекул воды, которые, как выяснилось, моментально трансформируются под воздействием невидимых излучений.   Это открытие даёт понимание, почему растения и животные (в том числе и мы), так чутко реагируют на изменения энергетического поля.

            Таким образом, в окружающем мире мы можем воочию увидеть результаты действия невидимых сил Вселенной. Только для этого необходимо, отрешившись от всего что известно, снять психоментальные «очки», формирующие в нашем мозгу выборочную, а потому искаженную картину действительности.

            Тогда-то и сможем мы целостно (сознанием, чувствами и ощущениями) воспринять мир, заметив наконец, что при непостижимом количестве динамичных процессов, одновременно происходящих на всех уровнях Вселенной, в ней существует порядок. (Чего лукавить, – не будь его, всё моментально превратилось бы в хаос!)

.           Из этого следует, что в недрах Мироздания действует некая универсальная система, поддерживающая его жизненную целостность, которую с полным правом можно назвать Мировым Законом.  Ну, а поскольку Закон универсален, то его следы должны быть запечатлены повсюду.

            Начнём исследование с хорошо известного факта, – идентичности строения атома и планетарной системы.  Несомненно, родство объектов, находящихся на полярных уровнях Мироздания (в макромире и микромире), свидетельствует, что без действия Единого Закона тут не обошлось.

            Это означает, что изучив общие позиции самоорганизации атома и планетарной системы, мы сможем познать Мировой Закон. Тогда что же их объединяет? -  Краткая характеристика такова: активное ядро, излучающее в окружающее пространство жизненные энергии, поддерживает жизнеспособность прилегающих объектов и своей уравновешенностью формирует сферу как совершенную форму жизнедеятельности.

На что это похоже?  –  Естественно, на Солнце!

Присмотревшись к явлениям окружающего мира, мы обнаружим, что солнцеподобная система самоорганизации проявлена повсюду, – и в строении нашего тела вплоть до клеточного уровня, и в строении животных, насекомых и растений, и в построении социальных структур (от семьи до государства), – представляя собой, по-сути, «Печать» Мирового Закона.

Именно эта Вселенская «Печать», запечатлённая везде и всюду, поддерживает в Мироздании совершенную систему жизнедеятельности, обеспечивающую незыблемость мирового порядка.

Тогда что же создаёт беспорядок? – Не иначе, как нарушение Мирового Закона, утверждённого на «трёх китах»:

1. Центрированности, обеспечивающей целостность явлений,

2. Равенстве частей и сторон, поддерживающем гармонию взаимоотношений,

3. Излучении жизнетворящих энергий, осуществляющих развитие.

Расшатывание Вселенского фундамента и образует перекос в нашей системе жизнедеятельности, вызывая у нас негативное состояние, порождающее соответствующие чувства, мысли и слова, нещадно разрушающие нас и окружающий мир.

Что в таком случае делать? – Просто уподобиться Солнцу, а именно, излучать ко всем и вся (без различения на своих и чужих, на лучших и худших) жизнетворящую энергию, которую мы называем «любовь». А чтобы было что излучать, необходимо наполниться состоянием безусловной любви, как говорится, «до краёв», полюбив не только самого себя, но и весь мир.

Ну а теперь осознаем, Мировой Закон не может действовать сам по себе (как не может сам собой поддерживаться порядок в нашем доме!). Значит, в Мироздании существует Первоисток, солнцеподобная самоорганизация Которого и стала для всего сущего универсальным Мировым Законом (точно так же, как наша самоорганизация становится для нашего дома законом, поддерживающим в нём порядок!).

Соответственно, необходимость живой индивидуальной связи с Богом как Первоистоком всего сущего является не прихотью Создателя (как совершенное существо Он абсолютно самодостаточен и беспристрастен), а самой, что ни на есть насущной необходимостью, обеспечивающей полноценность и безопасность жизни, – и не только нашей, но и всего мира.

Ведь всё оставляет свой след…

0

266

В поисках ответа на вопрос, как жить, юноша обратился к известному революционеру-реформатору:
- Скажи, как мне плыть по этой реке жизни? Что правильно?
- Не будь, как все, - ответил тот.
- Не плыви по течению в общей толпе серых и безразличных. Плыви наперекор всему! Жизнь - борьба. Рассекай волны! Стремись! Добивайся! Преодолевай трудности ради всеобщего блага и совершенствования мира!
Юноша кивнул и пошел за советом к святому отшельнику.
- Как плыть мне по реке жизни? - Спросил он. - Стоит ли сопротивляться течению?
- Нет, - ответил отшельник.
- В этом нет смысла. Река нашей жизни есть Дао. Сопротивляться ему - значит входить в конфликт со Вселенной. Отдайся ему, растворись в нем, плыви по его течению - и ты познаешь истину единства с мирозданием.
Поблагодарил юноша, и отправился к мудрецу.
- Скажи, мудрец, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?
-Эх, - вздохнул мудрец, - насоветовали тебе много. Но суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость и разум твой должен быть твоим рулем, а душа - парусом.
Эти слова пришлись юноше по душе. Обрадовался он обретению мудрости, и пошел домой. А на обратном пути повстречался ему Мастер. Разве может помешать лишний совет, особенно, когда мудрость уже есть?
- Скажи, Мастер, как мне жить? Плыть по течению? Или против течения? Или под руководством разума плыть куда мне нужно?
-Течение? - Удивился Мастер. - Какое течение? Извини, я не заметил его. Мне просто нравится плавание.

0

267

Благословен тот, кто встретил на своём пути Мастера :)

0

268

ДУХОВНОЕ ТЩЕСЛАВИЕ.
Лиз Бурбо.

Для духовного тщеславия характерно показное благочестие. Его часто проявляют люди, недавно вступившие на путь личностного развития. Они еще не избавились от своего эго и, обнаружив то, что им кажется «правильным путем», чувствуют превосходство над теми, кто этого пути не знает.

«Они еще не просветлели, как я» — вот мысль, которая часто занимает умы новичков на пути духовного роста. Остерегайся такого тщеславия, этого чувства превосходства, потому что оно ложно. Оно подрывает именно то развитие, которым ты сейчас наслаждаешься. Когда твое сознание раскрывается, оставайся предельно внимательным. Твоя ценность как человеческого существа не больше и не меньше ценности любого другого человека, независимо от уровня его развития. Все души чисты — они лишь по-разному выражают себя. Состояние подъема еще не означает состояние превосходства. Было бы, например, абсурдом утверждать, что слон — более ценное животное, чем мышь. Ведь и слон, и мышь являются проявлением Бога.

Человек, демонстрирующий свое эго, привлекает другие эго, которые по своей природе склонны к борьбе. Это хороший урок для овладения эго: когда ты общаешься с человеком, который во что бы то ни стало жаждет сказать последнее слово, не старайся оставить это слово за собой.

Признай, что он держится за важные для него убеждения, которые являются его истиной. Согласись, что он может быть прав! Возможно, вы оба правы! Если заглянуть глубже — признавая правоту другого человека, ты устанавливаешь контакт со своей внутренней истиной. Я советую тебе в подобных случаях говорить: «Я признаю, что для тебя это очень важная точка зрения» — даже если ты ее не понимаешь. Твой собеседник будет ошеломлен. Эгоист всегда хочет одержать победу. Он жаждет видеть, что другой «потерпел поражение» или подчинился ему. Услышав приведенную выше фразу, он почувствует, что его принимают. Таким образом ты не подчинился ему, но нейтрализовал конфликт и создал почву для достижения равновесия и гармонии, когда даже твое эго (как и его) будет чувствовать себя вполне комфортно.

Если ты изменяешь свою точку зрения с единственной целью согласиться с собеседником, то подчиняешься ему. При этом теряют оба: ты, подчиняясь, теряешь силу и энергетически истощаешься; его потеря заключается в том, что он принимает иллюзию власти, победы, которые украдены у других, а не исходят из его внутреннего «я». Всякий, кто использует свое эго, пытаясь победить других, оказывается побежденным.

Противоположность эго — скромность. Но будь осторожен: многие люди, считающие себя скромными, на самом деле проявляют ложную скромность. Под ее маской скрываются страхи слабость, которые заставляют таких людей легко идти на уступки. Дайте им немного власти — и сразу всплывет на поверхность их тщеславие, напрочь вытеснив «скромность».

Если человек не может принять похвалу в свой адрес, если умаляет свои таланты и способности, — такие поступки продиктованы ложной скромностью, которая есть другая разновидность эго. Истинное «я» полностью осознает свои таланты и способности и никогда не нуждается ни в том, чтобы скрывать их, ни в том, чтобы шумно их демонстрировать. Оно признает и питает их, не испытывая за это ни гордости, ни чувства вины. Сравнивая себя с кем-нибудь, кто кажется тебе в чем-то выше тебя, ты должен помнить: Бог присутствует в каждом из нас. Просто этот человек выражает свою Божественную Сущность эффективнее, чем ты. Ты поймешь, что у других всегда можно многому научиться. Эго порождает лицемерие, тщеславие и неудержимое стремление к власти. Существует два вида лицемерия. В первом случае великий человек притворяется обычным, а во втором — обычный человек притворяется великим. Первый случай — проявление ложной скромности, второй — тщеславия.

Тебе крайне необходимо научиться осознавать мотивацию своих поступков. Ты делаешь что-то с целью добиться похвал и признания или тебе важно быть «правым»? Хорошенько разберись в том, что ценно для тебя. Когда твоя душа отправится в путешествие в иные миры, все последствия ты унесешь с собой. Ты помогаешь людям, чтобы получить признание и заслужить аплодисменты? Тебе хочется, чтобы все знали, какие замечательные вещи ты делаешь для других? Посмотри внимательно! Чувствуешь ли ты разочарование, если кто-то, кому ты оказал помощь, не выразил благодарности и не признал твоего вклада в его успех?

Благодаря твоей помощи жизнь какого-нибудь человека круто изменилась, но он не признает твоего участия — считаешь ли ты, что он тебе что-то «должен»? Это твое эго ищет признания. Эти строки могут серьезно обеспокоить тебя — особенно когда ты только-только начнешь понимать, насколько сильно тобой управляет эго. Осознай это. Продолжая питать свое эго, ты лишаешь пищи собственную душу. При хорошо откормленном эго душа страдает от голода. Так что для тебя важнее?

Мощное, разросшееся эго высасывает любовь из вашего сердца, и сердце становится «каменным». От этого состояния можно избавиться, направив через сердце поток любви. Этот поток промоет его и растворит эго, и тогда сердце оживет и начнет опять работать в полную силу. Ты, как и любой другой, сможешь вернуться к жизни. Эго похоже на раковую опухоль, которая питается энергией сердца и разрушает любовь и покой. Так дай же излиться потоку любви и жизни.

Используй свой разум для движения вверх, а не вниз. Простые, искренние акты любви и доброты остаются в памяти людей значительно дольше, чем ваша «правота», — и проникают гораздо глубже.

Забудь о мелком, пустом удовлетворении, которого ищет твое эго. Ты можешь осознать, что разорвал еще не все привязки в отношениях со своими родителями: твое эго заставляло тебя колебаться, и ты не решаешься взяться за это всерьез. Оно говорит тебе, чтобы ты не «уступал» и не признавал поражения.

Попроси прощения и предложи свою любовь — это не означает ни победы, ни поражения!

Признай, что и ты, и они делали лучшее из того, что позволял ваш уровень осознания, и не сумели вовремя выразить свою любовь надлежащим образом. Сделай первый шаг прямо сейчас — от чистого сердца; отпусти свое эго. Разговор по душам очистит и поможет выразить любовь и признание. Любой самый простой акт любви исцеляет и преобразует человека. Любовь — главная исцеляющая сила, она несет физическое, ментальное, эмоциональное и духовное здоровье. Теперь тебе должно быть ясно, что эго выковано страхом — страхом быть нелюбимым, отвергнутым, осужденным или раскритикованным, страхом не оправдать ожидания (и в результате потерять нечто ценное для тебя). Когда ты оказываешься в компании эгоистичного человека, постарайся почувствовать страх и страдание, лежащие в основе его поведения.

Он может пытаться повлиять на тебя или запугать, навязывая тебе свое властное или жесткое отношение. Не удивляйся — он чувствует себя более неуверенно, чем ты. Отвечая ему, не обращайся к своему разуму — ответь сердцем.

+2

269

ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ

о. Александр Ельчанинов

Отец Александр Ельчанинов -- известный пастырь в Зарубежной Руси в Париже. Скончался в 1933 г. Эта работа была опубликована на эл. страницах Русской православной церкви в Балтиморе, США под заглавием «Демонская твердыня».

Часть 1 - отличительные свойства гордыни

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными, и т.д. - все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все..... только мелкие грехи..... никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание - еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот - драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит - благодаря тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас, значит - мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость.

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все - несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это - так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя - тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Священник Александр Ельчанинов

Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение...», или «я придерживаюсь правила...».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой - услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше - добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни - мания величия и мания преследования - прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически - тоска, мрак, бесплодие.

Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание, по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец - послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого - то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется... и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест - крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания - немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, - слава.

Священник Александр Ельчанинов

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».

0

270

Из писем Роберта Аугустуса Мастерса

Ваш медовый месяц с духовностью рано или поздно закончится. Причем обязательно разочарованием в ней. Однако, не стоит с ней прощаться, ибо это будет преждевременным прощанием. Настоящий с ней роман возможен только после подобного расставания.

Разочарование в духовности не только неизбежно, но и необходимо. Хотя бы для того, чтобы лишить ее гламура. Ваша духовная жизнь начнется по настоящему тогда, когда вас перестанет пугать страх повторного в нее погружения. Когда вы поваляетесь на диванчике цинизма.

Уйдет из жизни большинство книг, а в тех, что останутся, вы будете чувствовать своих старых друзей, не нуждающихся в просмотре. Разве что страничку или пару в месяц.

Исчезнет большинство из практик, а с теми, что останутся вы будете чувствовать себя очень естественно. Как в любимых джинсах и футболке, которые можно носить не снимая.

Исчезнет большинство ваших духовных стремлений, а те немногие, что останутся, будут восприниматься в меньшей степени в качестве устремлений, а в большей как непринужденное дыхание. Хорошо в начале, середине и конце.

Не будет больше необходимости избегать то, что считалось бездуховным. Бездуховность перестанет быть кормушкой духовных надо и должен. Вина за лишние калории или плохие новости заменится доброжелательным наблюдением, не создающим проблем из подобных послаблений. Когда мы едим или читаем черт знает что, из этого не будет создаваться проблема, осознанно мы это делаем или нет.

Какой бы дисциплиной мы не стали заниматься, она не будет проистекать только из одного нашего аспекта, господствующего над другими. А от сущностного и сердечного восприятия того, что необходимо. Может показаться, что мы становимся ленивее, чем раньше. Но, на самом деле, мы делаем гораздо больше, поскольку перестаем воевать сами с собой. Вместо войны со своими слабостями, мы переносим их в свое сердце. Вместо того, чтобы избавляться от тех качеств, которые нам не нравятся, мы развиваем лучшее к ним отношение.

Нашим путем в большей степени становится близость, а не трансцеденция.

Поиск уступает место живой и глубокой жизни. Вопросы все еще возникают, но требуют чего-то более реального, чем простые ответы. Сонастройка на Реальность становится опорой, а не целью. Детали перестают быть простыми деталями. Сосредоточенность на том, что может быть, уступает место вниманию на том, что есть сейчас. То есть надежда (ностальгия по будущему) заменяется верой (радикальной верой в сейчас).

Мы можем казаться более эгоистичным, но наш эгоизм не будет стоять на пути. Наше стремление к полному пробуждению сохраниться, за вычетом отчаяния и амбиций, которое его раньше окрашивали. Там, где мы раньше торопились и спешили, теперь не будет толкотни и суеты. Будет простое принятие того факта, что мы уже привязаны к буксировочному тросу. Даже если мы и отклонимся от Пути, все равно останемся на нем.

Жизнь после духовности - начало подлинной духовности. Без фейерверков, аплодисментов, похлопываний по плечу. Без необходимости представлять из себя человека духовного. Это начало личного НИКТО. Причем не в понимании уничтожения, а в виде откровения. Это - обнаженность живого открытия и начало настоящей индивидуальности. Повседневный КТО-ТО - сосредоточенная на “я” индивидуальность, уступает место НИКТО, в котором, при хорошем уходе, создается пространство для аутентичной самости. Или индивидуальности сосредоточенной на Бытии.

Мы идем от поверхностности к глубине, а затем возрождаемся глубоко поверхностными.

Мы идем от поверхностности вверх и вглубь, осознавая при этом, что приходит и уходит “я”, а мы остаемся. Жизнь после духовности довольно парадоксальное дело. Кто-то, НИКТО, ничего, все, движение, покой - всего лишь противоположности ума. В реальности они не только не отделимы, но и нераздельны с тем, кто их осознает.

На каждый возникающей здесь вопрос ответом будет молчание. Молчание - ответ. Иными словами ВСЕ - сообщает ответ. Ничто не нуждается в объяснении, все открыто. Вне знания, Мудрость; вне парадокса, истина “я”; Бытие вне “я”;Все вне всего. Здесь мои слова начинают отталкиваться друг от друга, а смысл уступает место туману смеха. Если бы у меня было умение передавать пространство между слов. Если бы у меня было умение выражать то, что словами не выразимо. Чуть больше смеха.

Жизнь после духовности посвящена тому ЧТО-ДЕЙСТВИТЕЛЬНО-ВАЖНО. Все что происходит - практика. В каждой ситуации - возможность. Учитель повсюду. Нет свободы от нашей свободы. Уходит пена ума, пробуждая и освобождая тело, землю, выпуская душу, распутывая все наши мечты. Раскрывая нас к тому, для чего мы пришли в этот мир и кем в нем являемся.

Жизнь после духовности - постоянное умирание. Уже не страшно восставать из пепла. Это в порядке вещей. Здесь тысячи скорбей и тысячи радостей смешиваются в беспрецедентную песню, с бесконечными нотами, а мы превращаемся в звучащую музыку. В одно мгновенье вмещающее все мгновенья.

0


Вы здесь » Творческое сообщество ФЗ » Духовный путь человека » Духовный путь и жизненный путь. Найди десять отличий :)


создать форум